ПЕРЕСМОТР ФИЛЬМОГРАФИИ КВЕНТИНА ТАРАНТИНО

Мой недавний пересмотр фильмографии Квентина Тарантино дал любопытные результаты. Закончил я этот пересмотр его первой полнометражной работой, Reservoir Dogs.

И что парадоксально, этот фильм кажется даже более зрело срежессированным, чем Pulp Fiction. Есть что то в этой уверенности удержать внимание зрителя минимальным арсеналом локаций и ситуаций, в этой простой но стильной, эффективной операторской работе, в этом простом но очень умно исполненном концепте «ограбления без ограбления» — что очень подкупает меня и почти убеждает в том, что дебютная работа QT на самом деле лучше его, возможно, самой известной работы, которая подарила ему билет в большое кино.

Но, не смотря на мою, судя по всему, непобедимую любовь к Reservoir Dogs, я всё же предпочту ему «Чтиво» и «Однажды». Чтиво, из за тотального объёма визуально и контекстуально интересных ситуаций, и «Однажды» из за куда более мощного эмоционального ядра.

«Бешенные Псы» очень фаново смотреть, «Однажды в Голливуде» нужно прожить. И второй момент это именно то что взгромождает «Джанго» над, скажем, «Криминальным Чтиво». Обладание сильным эмоциональным ядром, при наличии визуального гения.

В этом плане, вся фильмография Тарантино для меня является эдакой зеброй из этих двух составляющих. И их пропорции и коэффициент в конце концов являются инструментальными факторами моей симпатии и логики стоящей за последовательностью, в которой я ранжирую фильмы QT.

9. Jackie Brown — Стиль и эмоции этого фильма находятся в идеальном эквилибриуме, и наверно поэтому существует философия мысли что это самый взрослый фильм QT. Для меня же, в обоих этих параметрах фильм уступает любому из других его фильмов;

8. Hateful Eight — Хоть это и чертовски атмосферное кино с восхитительными сценами снаружи таверны, именно законсервированный в очень маленькую баночку саспенс является доминирующей силой данного фильма. И хотя я смеялся бешенным смехом во время финала, я не могу сказать что меня так уж волновало кто из этих людей останется в живых, или, скорее, умрёт последним. Существует негласный консенсус что Kill Bill (наряду пожалуй с Death Proof) это самый инфантильный и несерьёзный из фильмов Тарантино, однако на мой взгляд это именно «Восьмёрка». По-хорошему омерзительное зрелище, каковым его считает и сам Тарантино;

7. Death Proof — Стиль это и есть данный фильм. Стиль и веселье. Когда ты болеешь за больного ублюдка, который берёт фетиш из фильма Дэвида Кроненберга «Crash» и делает из этого образ жизни, о каком то осмысленном эмоциональном ядре речи идти не может, как бы мне не было жаль его в финале. В конце концов, Stuntman Mike это харизма и сердце этого удивительного кино-эксперимента;

6. Reservoir Dogs — Стиль и эмоции здесь в очень близких пропорциях, хоть и вспоминая об этом фильме ты гораздо раньше вспомнишь сцену отрезания уха, нежели сцены абсолютно трогательной заботы Мистера Белого по отношению к Мистеру Оранжевому. А зря, потому что вся сила потрясающего финала зиждится на их очень интересной динамике;

5. Once Upon a Time in Hollywood — Очень смелая и весьма нетипичная для Тарантино работа, которая как никакой другой фильм режиссёра приоткрывает дверь в его душу. И хотя это довольно стильный фильм, с привычно изобретательной операторской работой и всё таким же энергичным монтажом, именно эмоциональное ядро ностальгии является двигателем этой истории. Финал же есть ни что иное, как акт аннигиляции несправедливой реальности мощью всемогущего искусства, сопоставимый, с, если не превосходящий, ровно такой же по задумке и энергии финал «Ублюдков». Я смеялся и плакал так интенсивно, что вспотел от восторга. Once Upon a Damn Good Time at the Movies;

4. Pulp Fiction — Стиль, стиль и ещё раз стиль. По сути, «Чтиво» это своеобразная противоположность тому, что Тарантино делал в Hateful Eight. Как в своей энергетике, так и в своей визуальной философии;

3. Django Unchained — Прекрасное соединение экспансивных локаций, что с большой частотой сменяют друг друга, и мощнейшего эмоционального ядра, что формируется в динамике Шульца и Джанго. И даже, скорее, Шульца и несправедливости рабства как концепта. В этом фильме есть и не сдерживаемый стиль «Чтива» и «Билла», и эмоциональная тонкость «Однажды» и затяжная, обёрнутая в чистое, скомпрессированное напряжение секция на манер «Ублюдков» и «Восьмёрки». «Джанго» это почти идеальный экземпляр всех сильных сторон Тарантино как режиссёра;

2. Kill Bill (vol.1, vol. 2) — После первого просмотра может показаться что «Убить Билла» это упражнение в стиле и не более. И хотя по сей день это его самое впечатляющее упражнение в стиле (или, скорее, самое очевидно впечатляющее упражнение в стиле), эмоциональное ядро фильма, поддерживаемое его бескомпромиссным (если не считать деление пополам) хронометражем, весьма и весьма сильно. Что только более впечатляет, учитывая радикальную фикционность формы. В конце Vol.2 ты смеёшься и плачешь на полу вместе с Невестой. И всё же, я не могу винить тех, кто забывает об этой стороне фильма. По сей день я не видел ничего более заряженного, изобретательного и уверенного в исполнении своего стиля. От саундтрека до последней точки сценария, это самое совершенное видение, которое Тарантино воплотил на экране — сказал бы я, если бы в 2009 году на экраны не вышел Inglorious Basterds;

1. Inglorious Basterds — Идеальное сплетение стиля «Убить Билла», эмоций «Джанго» и саспенса «Восьмёрки», увенчанное катарсисом «Однажды». И пока в меня не полетели помидоры, я спешу добавить нюанса в это заявление. Да, фильм не достигает эмоциональных высот «Джанго»; да, в плоскости стиля он разительно отличается от «Билла», но эквивалентно впечатляет в этом; катарсис финала в кинотеатре лично для меня сопоставим с в высшей степени воодушевляющим правосудием «Однажды», а в саспенсе, сцена в таверне мощнее всего Hateful Eight вместе взятого. Но идея заключается в том, что в сумме своих частей, это самая завершённая, прочная и пропорционально стройная работа QT. Его магнум опус. И совершенно очевидно, что он осознавал это, когда писал финальную строчку монолога Альдо Рейна. Да, это его masterpiece;

В недавнем интервью, на вопрос «Какой свой фильм вы считаете лучшим?», Квентин, после долгих размышлений, назвал четыре фильма, между которыми мог бы найтись его лучший: «Однажды в Голливуде», «Бесславные Ублюдки», «Убить Билла» и «Криминальное Чтиво».

Моё личное прочтение этого ответа сводится к следующему. Конечно он не мог не назвать Криминальное чтиво, ведь это фильм который подарил ему билет в большое кино и главный приз Канского кинофестиваля, важность которого для молодого начинающего режиссёра переоценить невозможно. Конечно он не мог не назвать «Однажды», ведь это его последний фильм, во время промоушена которого данное интервью и было записано. Это самый свежий фильм, из тех что покинули его сердце для путешествия на экран, и один из его самых личных фильмов, что объясняет заведомо особенную связь. Это так же его самый поздний фильм, и Тарантино как режиссёр хотело бы верить что растёт как мастер. Но дело в том, что правда, она как всегда где то посередине. Тарантино уже достаточно удалён как от «Билла», так и от «Ублюдков», чтобы трезво судить об их качестве. Оба фильма не выиграли ему больших наград и громких титулов. Сила обоих фильмов держится исключительно на самом факте их невероятного технического и нарративного исполнения. Глядя на свой топ, я понимаю, что Квентин скорее всего одобрил бы, как минимум, первые две позиции.

p.s. есть какая то дополнительная поэзия в том, что восьмой фильм Тарантино «Омерзительная Восьмёрка» находится на восьмом месте моего списка.

Share:

Автор: Станислав Абдулхакимов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *